Четверг, 24.01.2019, 13:18 | Приветствую Вас Гость

Фотопутешествие по Рамешковскому краю

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Богоявленская церковь в Никольском
26.01.2014, 21:53
 
Богоявленская церковь в Никольском
 
Автор текста: Кременецкая Т.Н
 
Автор фотографий: Вера Белова
 
 
 
При въезде в село Никольское гостей,туристов и паломников встречает у догоги Богоявленская церковь.Именно с ней связано название села,потому что один из трёх её престолов - Никольский в честь Николы-Чудотворца (Мирликийского).
 Главный престол церкви - Богоявленский.Третий престол- Параскевы-Пятницы. Видимый у дороги каменный храм ныне стоит на месте бывших в древности деревянных церквей. Их перебывало несколько: какие-то из них ветшали,какие-то сгорали, но богомольные карелы и русские вновь их рубили из еловых брёвен.В основании храма непременно клали валуны прочных кремневых пород,которых в округе было великое множество:красных,серых,лиловых,розовых.Строили каменную церковь с 1812года по 1820год.Подвигло на это строительство прихожан и жертвователей храма великое историческое событие- победа в войне с Наполеоном.На возведение храма в основном жертвовали свои средства состоятельные люди:местный помещик генерал-майор Зиновьев,местные купцы и,конечно,несли свои пятаки крестьяне.Зиновьев был настолько боголюбив,что завещал местным своим церквям,Мохнецкой и Никольской,свой капитал. Освящена была Богоявленская церковь в 1821году.
 
 
 
 Естественно,красиво убрана изнутри,расписана местными художниками,украшена резным иконостасом,витиеватыми решётками на окнах местных мастеров,ограждена чугунной оградой на каменном фундаменте,обсажена по её периметру берёзами.
 Вокгуг церкви находили своё упокоение местные священники,крестьяне,купцы,мещане,ремесленники,служилые люди.
 После столетнего своего стояния,благоукрасительства и забот по ремонту со стороны местного населения,храм в 30-е годы был богоборческой властью принудительно закрыт.Колокола с него сброшены,иконы частью сожжены и вывезены на  
 телегах,библиотека из храма выброшена или увезена.Храм был превращён в склад сначала колхоза,затем совхоза "Тучевский". Воцарилась в нём вместо молитв и пения мерзость запустения,которая длилась более 70 лет советской власти.
 
 
 
 С приходом перестроечных времён вновь возродилась церковная община,отвели под богослужения дом рядом с церковью и вновь потекли народные "пятаки" (рубли) на ремонт храма. В 90-е годы нашлись богомольные спонсоры.Храм был восстановлен,вновь расписан,украшен,утеплён,освещён и стал одним из лучших храмов Бежецкой епархии.Кладбище при нём практически,кроме малых фрагментов,не сохранилось.Кое-какие документы храмового былово архива сохранились
 в Тверском областном архиве.Из них стало известно,какую большую работу по образованию,духовному просвещению и воспитанию проводила Богоявленская церковь среди местного населения на протяжении всего своего существования.И не
только:она стимулировала в округе развитие художественных ремёсел, таких как писание икон,золотое литьё,кузнечное литьё и ковку.Церковь объединяла людей в праздники,во дни бедствий,в дни эпидемий болезней,во дни народных скорбей по поводу неурожаев и стихийных бедствий.То есть она была,а ныне становится вновь не только духовным,а и культурным и благотворительным центром в сельском поселении "Никольское".Она вновь исповедует,причащает верующих,
 крестит младенцев и взрослых,венчает супружеские пары,провожает в последний путь на кладбище своих прихожан.Она активно живёт,а не только является красивым архитектурным памятником местного значения.Её приход растёт за счёт дачников и местной молодёжи.
 
 
 
  Надо отметить,что восстановлена церковь  и церковная жизнь в ней в основном за счёт дачников.Заслуга местного населения состояла в сохранении веры,восстановлении богослужений и первых пожертвований,организации местной 
 церковной общины верующих. 
 
Вид с колокольни:
 
 
 
 
 
 
 
 
Богоявленская церковь
 
 
 
 
 
Купальня
 
 
 
 
 
 
                      Музейный уголок крестьянского быта.
 
Автор текста: Кременецкая Т.Н
 
Автор фото: Вера Белова
 
 
       Экспонаты для уголка крестьянской утвари собирались как взрослыми,так и школьными энтузиастами села Никольское,в основном,в перестроечное время. Пополняется коллекция и в текущие дни.В уголок охотно приходят дети,жители села,приезжают гости.
       В уголке проходят занятия школьников по крестьянской теме.Экспонаты выставляются к сельским праздникам в местном клубе,а также в Рамешках в день района.Музейный уголок,наряду с другими памятниками,является достопримечательностью села Никольское.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Село Никольское

 

Автор текста: Кременецкая Т.Н

Фотографии: Вера Белова, Дмитрий Белов                                                     

   Название села, вероятнее всего, связано с именем любимого народом святого, а именно, Николая-Мирликийского Чудотворца. Ему в сельской Богоявленской церкви посвящен один из трех престолов. 

 В начале 20 века село называлось Никольское – Тучевское (видимо, чтобы отличить от других многочисленных в области Никольских), и входило в состав Замытской волости Тверской губернии.

   Расстояние до районного центра Рамешек  16 км, до Твери по трассе от Рамешек - около 75 км, если ехать через с. Кушалино.

Село Никольское стоит на правом берегу реки Медведицы, в месте ее слияния с речкой Тресна, родников не имеет, водоснабжение через артезианские скважины, водонапорную башню, колодцы.

В селе два небольших пруда. Село окружено полями, сосновыми и еловыми борами с ягодниками и грибами, нередко с рябиновым подлеском и мхами; в сырых заболоченных местах, где протекают мелкие ручьи, нередки заросли ольхи, калины. 

 В более сухих местах нередки стройные кусты можжевельника. Березы встречаются редко. Леса, как природные, так и саженые, например, Шеломецкий бор на левом берегу р. Медведицы, напротив села – любимое место отдыха местных жителей и дачников.

 Сравнительно недалеко от села Никольского, пересекая дорогу, по которой ходит автобус до деревни Погорелец, протекают два ручья, вытекающие из озера Святого – Черный и Святой.

 Достопримечательностями села Никольское являются памятник местного значения Богоявленская церковь с каменной сторожкой и бывшая земская школа.  Это каменно-кирпичные строения большой красоты и вкуса начала (церковь) и конца (школа) девятнадцатого века.

 Есть в селе и памятный обелиск погибшим в войну 41 – 45 г.г. 

 Нынешняя каменная церковь (кирпичной кладки на фундаменте из валунов) строилась с 1811 по 1820 годы, освящена в 1821 году. До каменной по церковным документам с 1759 до 1820 упоминается деревянная, по строительству каменной разобранная. Ее материал был использован для ограды вокруг церковного кладбища. В 1863 году при пожаре сгорели церковные документы. Церкви в 1887 году принадлежало 117 десятин земли различного назначения, 5 десятин леса, 6 лошадей, 21 голова крупного рогатого скота, мелкого – 11.

 Богоявленская церковь в селе Никольское (рисунок Кременецкой Т.Н)

 Число жилых и нежилых построек достигало цифры 41. Кроме того, на церковной земле, приписанная к церкви, находилась земская школа. В 1901 году в Тверском епархиальном статистическом сборнике не отмечается наличия при церкви каких-либо зданий, из чего следует, что каменная сторожка тогда отсутствовала.

 В церкви Богоявления в разное время освящено 3 придела: главный – Богоявления Господня; справа от него – святого Николая Чудотворца, слева – святой мученицы Параскевы Пятницкой. 

 Церковь была расписана фресками, богата иконами, имела зимнее, теплое и летнее, холодное помещения с двумя иконостасами.  

На колокольне был полный набор колоколов, привезенных конной тягой с Торжка или Валдая (жители точно не помнят). Рассказывают, что в сплаве было золото от жертвователей.

 В приходе церкви находилось 4 часовни и 2 молитвенных дома, расположенных в окрестных деревнях. Прихожанами были жители села Никольского и деревень: Шеломец,  Ильино,  Филиха,  Константиново,  Тучево,  Погорелец,  Сырково,  Язвица,  Григорово,  Ловцово, всего 1091 мужчин и 1139 женщин, итого 2230 крестьянских душ. Кроме них, в приходе было 318 душ военного сословия.

  При церкви с 1891 года существовала библиотека.

 Помещик села и никольских деревень, генерал-адъютант Зиновьев, никогда в нем не проживал, находясь при дворцовой службе в Санкт –Петербурге. Управлял делами имения бурмистр, который жил среди крестьян.

Церковная сторожка (слева) на фоне колокольни Богоявленской церкви;

Сосны (справа), посаженные священником о. Павлом Верзиным.

В отдалении, у колокольни – дом о. Павла, за ним – дом о.Николая Рождественского.

На заднем плане село Никольское. (Рисунок Кременецкой Т.Н).

 

О жизни местного крестьянского населения, русского и карельского, сохранились отрывочные данные, начиная с 1859 года.

 О времени, когда крестьяне находились в крепостной зависимости от помещика Зиновьева (до реформы 1861), отрабатывали на него барщину и платили оброк, мало что известно. Так, по губернской статистике в 1859 году в Никольском проживало 233 человека в 39 крестьянских дворах. За исполнением их повинностей перед барином следил бурмистр по фамилии Михайлов. Судя по выступлению Никольских крестьян против него в 1860 году, а именно, за его перевыборы и назначение другого, Михайлов обращался с ними жестоко. Крестьяне направили в Петербург к Зиновьеву ходоков, с этой своей просьбой, но защиты у него не нашли. За защитой, напротив, обратился к властям сам помещик, с просьбой принятия мер к прекращению возникших в его имении беспорядков. На устранение акции неповиновения крестьян бурмистру, из Бежецка был выслан отряд военных. Крестьяне выступали дружно, в требованиях убрать Михайлова  были упорны, имена зачинщиков протеста не выдавали, с площади перед церковью не расходились. Требовали перевыборов Михайлова. Отрядом военных были разогнаны по деревням, там подвергнуты физическому наказанию, но стойко от своих просьб не отступали. С трудом средь них были найдены два или три человека, которые подписали отказную бумагу.

 Салтыков-Щедрин, тогда тверской губернатор, лично занимался делом никольских крестьян, и в результате разбирательства выступил в их защиту. Михайлов был смещен и заменен другим бурмистром.

 Об экономической стороне жизни крестьян дает представление статистика по Тверской губернии в постреформенный период за 1887 год. По сравнению с 1859 годом количество крестьянских дворов увеличилось с 39 до 54, население (русское и карельское) возросло с 233 до 290. В это время на каждую крестьянскую душу приходилось 5.4 десятины земли, а на одно хозяйство - 13.4 десятины. Состав семьи в среднем включал в себя от 5 до 6 человек. Крестьяне владели пашней, сенокосами, лесом, а также неудобной землей в количестве 556 десятин. Ограничивались своими наделами, не арендуя дополнительной земли.

 Держали в хозяйстве лошадей (по селу 63 и 11 жеребят), коров и быков (90), нетелей и бычков (62), овец (79), свиней (21). Большинство хозяйств имело1 или две лошади. Однако 15 хозяйств не имело ни одной лошади. 

 Сеяли рожь, овес, ячмень, картофель, снимали урожаи от 2.5 до 4 четвертей.

 Кроме непосредственно крестьянской работы, занимались местными и отхожими промыслами: плотничали, столярничали, занимались сапожным ремеслом. Были среди них и коновалы, кузнецы, землекопы. Женщины много ткали, пряли, вязали, вышивали. Уходили и в города в няньки, работницы. Мужчины занимались торговлей. Так, местными промыслами занимались 16 мужчин и 13 женщин; на отхожих промыслах было 9 мужчин, смешанными промыслами занималось 3 семьи. На 1887 год в Никольском было 2 промышленных заведения, 1 трактир и 2 мелочных лавки, позднее появились 2 красильни, постоялый двор, а также земская школа.

 Жили в тяжелых трудах, грамоте учиться могли немногие. Так из 290 человек из детей училось всего 11 мальчиков и 1 девочка. Среди мужчин было всего 26, а женщин 2 грамотных.

 Управлялись с хозяйством своей семьей.

 В праздники, а тогда они были церковными, не работали. После службы ходили крестным ходом по деревням (по особо значимым, как Пасха, Рождество). На праздниках 3 раза в году в Никольском на площади перед церковью, а также у часовни святого Николая, у дороги на Тучево, проходили богатые ярмарки.

 В обычае было ездить по гостям в деревни на лошадях, в санях, повозках. Посиделки с песнями и танцами, отдельно для взрослых и молодежи, были в обычае, для чего снималась специально изба. Рукоделья на этих посиделках и по домам в зимнюю пору: в виде полотенец – рушников, ковриков, дорожек, кружевных занавесок, подзоров на постелях, вышивок; до сих пор украшают крестьянские избы. Гармонь, балалайка были неизменными спутниками крестьянского досуга. «Весело жили в старину, добрее, приветливее были, дружнее. Не то,  что ныне», - вспоминают старики. К праздникам свое пиво варили, непременно пироги пекли, гуляли несколько дней. Так что не только умели работать в хозяйстве своем, но и радоваться жизни.

 В обычае были «помочи», – например, помощь при посадке картофеля на конной тяге. В беде, горе, например, пожаре устраивали сбор средств, помогали миром строиться. По праздникам носили молоко в семьи, где не было коровы, навещали больных, немощным помогали дровами и другими услугами, разумеется, бесплатно. Этому учила церковь и жизнь в крестьянской общине. Общие дела обсуждали на сходках. И по сей день эти традиции живы. Особенно заметно почтительное и заботливое отношение к родителям – старикам. Навещают, помогают им регулярно. Интересно отметить, что до сих пор, несмотря на десятилетия насаждения атеизма, соблюдается аграрный церковный календарь, а не лунный астрологический, как принято ныне. Нет крестьянской избы без иконы в красном углу, образов. 

Старушки хранят православную веру и до сих пор помнят даты венчания, крестин и других церковных событий своей жизни. Помнят имена батюшек своих, помнят молитвы, соблюдают обряды отпевания покойников, их погребения, поминовения в определенные дни.

 Особенной чертой крестьян никольской округи является бережливость, опрятность в одежде, чистота и порядок в доме, на скотном дворе, заботливое отношение к животным. 

Старожилы помнят, что в первую мировую войну в селе было много дезертиров, скрывавшихся от мобилизации, но помнят и вернувшихся с войны с крестами, наградами.

 С событиями 1917 – 1930 связаны воспоминания о появлении на селе сначала активистов, затем комитетов бедноты, комсомольцев, коммунистов.

В 30-е годы началось привлечение оставшихся от раскулачивания крестьян в колхоз. При вступлении в него забирался скот, инвентарь, зерно. Нежелающих вступать прижимали повышенными налогами. Первый колхоз в 1935 году назывался «Карельский труд». В 1930 – 1931 годах в Никольском проживало 80 карельских семей.

 До 1939 года в селе Никольское был свой сельский совет, а именно, «Карельский сельсовет В 50-е годы в колхоз «Карельский труд» вошли колхозы деревень Филихи, Мохнецов, Денисово, Тюрево – Ловцово, Ильино, Слободиха, Шеломец и объединенное хозяйство стало называться «Заветы Ильча».

 В 1965 году в него влились колхозы деревень Тучево, Сырково, Язвица, Константиново, Погорелец и объединенное хозяйство стало совхозом с названием «Тучевский».

 Расформирован совхоз был в 1993 году. Во время Великой Отечественной войны 41 – 45 г.г. в с.Никольское размещались воинские части 31 армии Калининского фронта, готовившиеся к освобождению г. Калинина от немцев в декабре 1941 года. Жители села и деревень в эту войну, особенно одинокие женщины, работали на лесозаготовках для нужд фронта, рыли окопы, куда их посылали, работали пекарями, поварами, будучи мобилизованными. Были и такие, которые возили убитых в боях за Калинин на колхозных телегах и лошадях к местам захоронений. Молодые с детьми, старые люди и подростки пахали, боронили, засевали поля, вязали на машинках дома и местной трикотажной фабрике носки, перчатки, варежки для фронта. Все население участвовало в прокладке насыпной дороги для воинских частей и техники, проходящей от Лихославля через Никольское до Рамешек. Всю войну и даже после войны, до 1947 года женщины работали на лесозаготовках.

 Никольская округа потеряла своих крестьян – солдат на войне в количестве 225 человек. Но их более, т.к. не на всех были обнаружены документы. Каждый дом потерял как минимум двух солдат. Немногие вернулись живыми. Призвано на фронт в селе Никольское было 80 мужчин. Вернулось живыми около 20 человек.  

 Из истории села любопытно отметить его древность. Местоположение села у слияния речки Тресны с рекой Медведицей, на второй надпойменной террасе, привлекло своими рыбными и охотничьими богатствами еще людей каменного века. Об этом свидетельствуют находки на огородах наконечников стрел, каменных топоров, прясел. В обрывах речки Тресны под современными домами можно найти и древнюю керамику, угли и золу старых кострищ с остатками костей животных, предметы из кости. А если учесть, что вдоль р. Медведицы много славянских курганов VIII – IX веков (например, городище Кидомля, неподалеку от с. Замытья – соседа с. Никольского, Городок, дер. Новая – все близкие соседи!), то временное поселение в районе Никольского тоже, возможно, существовало. 

 В 16 веке поселение фиксируется в писцовых книгах. Это было русское поселение. Однако, в середине 17 века появляются в Никольском округе карелы. Событие это связано с заключением между Россией и Швецией Столбовского мира. Заселяли карел в московском государстве на пустующие, но все-таки, освоенные земли   

 Наиболее распространенные родовые фамилии села: Суворовы, Горшковы, Гугузины Занимаются жители личным подсобным хозяйством, работают в учреждениях села. 

Категория: Мои файлы | Добавил: VeraBelova
Просмотров: 1997 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/14
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [31]
Поиск
Наш опрос
Как Вам живётся в Рамешках?
Всего ответов: 43
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0